При изучении темы Lifepo4 аккумуляторов, каждый сталкивается с загадочной аббревиатурой
– BMS и в общих чертах быстро понимает, что этот компонент зачем-то нужен, но вот зачем
именно, какие бывают виды и что конкретно стоит предпочесть под конкретные задачи чаще
всего понимается весьма туманно.
Если коротко и к сути: BMS или БМС (Battery Management System) – это система управления
батареей в виде платы, которая отвечает за правильную и безопасную работу батареи в
течение длительного срока. Защищает она себя в том числе и себя от ошибок пользователя,
и пользователя и его оборудование от неправильной эксплуатации батареи.
BMS для LiFePo4 батарей постоянно отслеживает состояние батареи в целом и ее отдельных
элементов по напряжению и сопротивлению, при заряде и разряде управляет распределением
токов по элементам, защищает от переразряда, перезаряда, короткого замыкания, скачков
мощности тока, отслеживает температуру (в некоторых версиях), отвечает за балансировку.
Элементы LiFePo4, после объединения в единую батарею работают как собаки в одной
упряжке и производительность целого зависит от слаженной работы элементом с минимальным
различием. В процессе заряда и разряда возможно появление разницы уровня напряжения и
заряда элементов, что со временем будет увеличиваться и приведет к преждевременной
деградации батареи. Производительность и емкость всей батареи зависит от характеристик
слабейшего из элементов, который может тянуть всю сборку вниз, потому что такие «слабые
звенья» цепи будут работать в цикле по полной в рамках своей возможности, а сильные –
недозаряжаться-недоразряжаться.
Ключевые функции BMS для Lifepo4 батарей
1. Контроль заряда и разряда
В БМС заложены параметры разрыва цепи при достижении верхней границы напряжения
элементов при заряде и нижней – при разряде. Обычно это 2,5В и 3,65/3,75В. Управляющая
плата таким образом не допускает перезаряда и повреждения батареи при заряде, а так же
не допускает глубокого разряда элементов, принудительно отключая потребителя. И то, и
другое состояние губительно для литий-железо-фосфатных батарей и приводит к необратимым
изменениям в химии элементов с сокращением срока службы как минимум или выходу из строя.
2. Контроль температуры
Разные виды BMS могут быть оборудованы разными типами температурных датчиков для
контроля температуры батареи в процессе работы. Большинство батарей с термодатчиками
умеет как минимум не допускать зарядку батареи при отрицательных температурах и
прекращает ее работу при перегреве.
Хотя Lifepo4 батареи могут работать в широком диапазоне температур от +50С до -20С,
для них является недопустимым подключение зарядного устройства при минусовых
температурах, что негативно влияет на срок службы.
3. Балансировка элементов батареи
Виды балансиров и необходимость балансировки стоит рассмотреть подробно и отдельной
статьей.
4. Передачи информации и управление
Интеллектуальные виды BMS для Lifepo4 (Смарт BMS) могут передавать информацию о
состоянии батареи и отдельных элементов по разным интерфейсам, в том числе через
подключение через Bluetooth.
Кроме того, допускается назначение определенных параметров самим пользователям
(например, задать пороги заряда-разряда по вольтажу), однако это требует осознанного
подхода и понимания ответственности за свои действия.
При выборе BMS для самостоятельной сборки стоит убедиться, что это тип BMS предназначен
для Lifepo4, так как управляющие платы для других типов химии имеют другие вшитые
параметры и что подходит для литий иона (Li-Ion) НЕ подходит для работы
литий-железо-фосфатных элементов.
Нужно определиться, на какой вольтаж и схему сборки рассчитана та или иная плата,
какого она типа – аппаратная или смарт, и какую мощность тока она способна «переварить»
на заряд и разряд. Превышение последних характеристик приведет к уходе BMS в защиту с
разрывом цепи питания.
Самыми распространенными вариантами BMS для Lifepo4 можно считать продукцию Heltec и
Daly. Последние, пожалуй, можно назвать стандартом рынка на данный момент в связи с
высоким качеством, низким процентом брака и обилием версий для разных типов батарей.
Можно ли использовать Lifepo4 батарею без BMS?
Технически – возможно. Практически – это путь к критическому повреждению или износу
батареи в кратчайшие сроки. Можно сравнить это к посадке за руль нового спорткара
слепого водителя. Какое-то время он возможно и проедет по прямой, но встреча со столбом
– это лишь вопрос очень короткого времени.